четверг, 17 июля 2014 г.

Hannover CL.II и CL.III



Hannover CL.II и CL.III

Тип: двухместный ударный самолет / истребитель сопровождения
Производитель: Hannoversche Waggonfabrik A.G.
Первый полет: 21 июля 1917 года
Эксплуатанты: Германия, после войны: Латвия, Польша
В серии: 1917 - 1918 гг.
Количество выпущенных единиц: Hannover CL.II - 439 самолетов, Hannover CL.III - 80 самолетов, Hannover CL.IIIa - 537 самолетов
Модификации: Hannover CL.II, Hannover CL.III, Hannover CL.IIIa, Hannover CL.IIIb, Hannover CL.IIIc


Как видно из полного наименования - «Hannoversche Waggonfabrik A.G.» - фирма из Ганновера занималась производством вагонов для железных дорог Германии, однако в 1915 году она вошла в число крупных фирм, которым правительство Германии предписало диверсифицировать свое производство за счет выпуска самолетов. Основанное в Ганновер-Линден в 1916 году, авиационное отделение фирмы сконцентрировалось на лицензионном выпуске таких машин, как Aviatik С.I, Halberstadt D.II и Rumpler С.la, был также образован собственный конструкторский отдел, во главе которого встал Герман Дорнер.

Первый прототип Hannover CL.II
Первым изделием нового отделения стал разработанный весной 1917 года по заказу германского верховного командования самолет категории «CL» - более легкий, скоростной и маневренный самолет в сравнении с двухместным разведчиком категории «С». Такая машина потребовалась в связи с ростом потерь самолетов категории «С» от истребителей противника. На «CL» также возлагалось нанесение ударов по наземным целям. Самолет предназначался для Schutzstaffeln (эскадрильи защиты), позже переименованные в Schlachtstaffeln (боевые эскадрильи).

Под выданные требования конструктор Дорнер разработал биплан CL.II - цифра «I» была использована в обозначении С.I, строившемся по лицензии от компании «Aviatik».
 
Hannover CL.II
CL II поступил в войска в декабре 1917 года и быстро зарекомендовал себя как удачный самолет с вполне адекватными летными данными и хорошей маневренностью. Производство продолжалось до 1918 года, построено 439 самолетов. Из-за небольших размеров летчики союзников издалека часто принимали CL.II за одноместный истребитель и заходили ему в хвост для выполнения атаки с короткой дистанции. И в этот момент они вдруг получали очередь из пулемета, установленного в задней кабине «одноместного истребителя».
 
Hannover CL.III
Существует некоторая путаница в обозначениях - CL.IIа был на самом деле CL.III, строившимся по лицензии компанией «Luft-Fahrzeug G.m.b.H.», больше известной как LFG (Roland). Хотя CL.II отличала великолепная маневренность, Дорнер считал возможным сделать ее еще лучше за счет внесения в конструкцию совсем небольших изменений. Так появился CL.III с новыми законцовками крыла и двигателем Mercedes D.III мощностью 160 л.с., однако приоритет в получении моторов Mercedes D.III имели истребители, отчего CL.III строился малой серией - построено порядка 80 машин. Обозначение CL.IIIa получил CL.III с мотором As.III Всего построено 537 самолетов CL.IIIa и близких им CL.IIа, которые применялись до окончания войны.
 
Hannover CL.IIIa
В конце 1918 года построили экспериментальные варианты CL.IIIb (с мотором жидкостного охлаждения NAG C.II мощностью 190 л.с.) и CL.IIIс (с новой бипланной коробкой крыльев).

Техническое описание
Hannover CL.II - биплан деревянной конструкции с обшивкой из фанеры и полотна. Оба крыла прототипа имели V-образность 2°, верхний стабилизатор был клиновидной в плане формы. Серийные самолеты отличались увеличенной V-образностью нижнего крыла, а форма носка верхнего стабилизатора в плане стала более скругленной. В составе силовой установки использован один мотор жидкостного охлаждения Argus As.III мощностью 180 л.с. с двухлопастным деревянным воздушным винтом.


Технические характеристики Hannover

CL.II
CL.III
CL.IIIa
Экипаж:
2 человека
2 человека
2 человека
Длина:
7,80 м
7,80 м
7,80 м
Размах крыла:
11,95 м
11,70 м
11,70 м
Высота:
2,75 м
2,80 м
2,80 м
Площадь крыла:
32,30 м2
32,70 м2
32,70 м2
Масса пустого:
775 кг
741 кг
760 кг
Максимальная взлетная масса:
1 155 кг
1 081 кг
1 120 кг
Двигатель:
Argus As.III
 180 л.с.
Mercedes D.III
 160 л.с.
Argus As.III
 180 л.с.
Вооружение:
один неподвижный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет LMG 08/15 - в верхней передней части фюзеляжа, плюс один 7,92-мм пулемет LMG14 Parabellum - наводимый, на турели в задней кабине

Летные характеристики

CL.II
CL.III
CL.IIIa
Максимальная скорость:
165 км/ч
 -
на высоте 5 000 м - 165 км/ч
Крейсерская скорость:
141 км/ч
 -
141 км/ч
Продолжительность полета:
3 ч 30 мин
 -
3 ч
Практический потолок:
7 500 м
 -
7 500 м
Время набора высоты:
1 000 м - 5 мин

5 000 м - 32 мин
1 000 м - 5 мин 18 с
1 000 м - 5 мин 12 с
5 000 м - 28 мин



Hannover CL.II - типичный одностоечный биплан с фюзеляжем большой высоты, хвостовым оперением бипланного типа и неубираемым шасси с хвостовой опорой.
На скапотировавшем при посадке Hannover CL.IIIa хорошо видна необычная конфигурация хвостового оперения.
Hannover CL.III латвийской авиации
Hannover CL.II ВВС Польши



См. также:
Схемы и чертежи
Фотоальбомы
Боковые проекции
Арт

Комментариев нет:

Отправить комментарий