Hannover
CL.II и CL.III
Производитель:
Hannoversche
Waggonfabrik A.G.
Первый
полет: 21
июля 1917 года
Эксплуатанты:
Германия, после
войны: Латвия, Польша
В
серии: 1917
- 1918 гг.
Количество
выпущенных единиц: Hannover CL.II - 439 самолетов, Hannover CL.III - 80
самолетов, Hannover CL.IIIa - 537 самолетов
Модификации: Hannover CL.II, Hannover CL.III, Hannover CL.IIIa, Hannover CL.IIIb, Hannover CL.IIIc
Как видно из полного наименования - «Hannoversche
Waggonfabrik A.G.» - фирма из Ганновера занималась производством вагонов для
железных дорог Германии, однако в 1915 году она вошла в число крупных фирм,
которым правительство Германии предписало диверсифицировать свое производство
за счет выпуска самолетов. Основанное в Ганновер-Линден в 1916 году,
авиационное отделение фирмы сконцентрировалось на лицензионном выпуске таких
машин, как Aviatik С.I, Halberstadt D.II и Rumpler С.la, был также образован
собственный конструкторский отдел, во главе которого встал Герман Дорнер.
Первый прототип Hannover CL.II |
Первым изделием нового отделения стал разработанный
весной 1917 года по заказу германского верховного командования самолет категории
«CL» - более легкий, скоростной и маневренный самолет в сравнении с двухместным
разведчиком категории «С». Такая машина потребовалась в связи с ростом потерь
самолетов категории «С» от истребителей противника. На «CL» также возлагалось
нанесение ударов по наземным целям. Самолет предназначался для Schutzstaffeln
(эскадрильи защиты), позже переименованные в Schlachtstaffeln (боевые
эскадрильи).
Под выданные требования конструктор Дорнер
разработал биплан CL.II - цифра «I» была использована в обозначении С.I,
строившемся по лицензии от компании «Aviatik».
CL II поступил в войска в декабре 1917 года и быстро
зарекомендовал себя как удачный самолет с вполне адекватными летными данными и
хорошей маневренностью. Производство продолжалось до 1918 года, построено 439
самолетов. Из-за небольших размеров летчики союзников издалека часто принимали
CL.II за одноместный истребитель и заходили ему в хвост для выполнения атаки с
короткой дистанции. И в этот момент они вдруг получали очередь из пулемета, установленного
в задней кабине «одноместного истребителя».
Существует некоторая путаница в обозначениях - CL.IIа был
на самом деле CL.III, строившимся по лицензии компанией «Luft-Fahrzeug
G.m.b.H.», больше известной как LFG (Roland). Хотя CL.II отличала великолепная
маневренность, Дорнер считал возможным сделать ее еще лучше за счет внесения в
конструкцию совсем небольших изменений. Так появился CL.III с новыми законцовками
крыла и двигателем Mercedes D.III мощностью 160 л.с., однако
приоритет в получении моторов Mercedes D.III имели истребители, отчего CL.III
строился малой серией - построено порядка 80 машин. Обозначение CL.IIIa
получил CL.III с мотором As.III Всего построено 537 самолетов
CL.IIIa и близких им CL.IIа, которые применялись до
окончания войны.
В конце 1918 года построили экспериментальные
варианты CL.IIIb (с мотором жидкостного охлаждения NAG C.II
мощностью 190 л.с.) и CL.IIIс (с новой бипланной
коробкой крыльев).
Техническое описание
Hannover CL.II - биплан деревянной конструкции с обшивкой из фанеры и полотна. Оба
крыла прототипа имели V-образность 2°, верхний стабилизатор был клиновидной в
плане формы. Серийные самолеты отличались увеличенной V-образностью нижнего
крыла, а форма носка верхнего стабилизатора в плане стала более скругленной. В
составе силовой установки использован один мотор жидкостного охлаждения Argus
As.III мощностью 180 л.с. с двухлопастным деревянным воздушным винтом.
Технические характеристики Hannover
|
CL.II
|
CL.III
|
CL.IIIa
|
Экипаж:
|
2
человека
|
2
человека
|
2
человека
|
Длина:
|
7,80
м
|
7,80
м
|
7,80
м
|
Размах
крыла:
|
11,95 м
|
11,70
м
|
11,70
м
|
Высота:
|
2,75
м
|
2,80
м
|
2,80
м
|
Площадь
крыла:
|
32,30
м2
|
32,70
м2
|
32,70
м2
|
Масса
пустого:
|
775
кг
|
741
кг
|
760
кг
|
Максимальная
взлетная масса:
|
1 155 кг
|
1 081 кг
|
1 120 кг
|
Двигатель:
|
Argus As.III
180 л.с.
|
Mercedes D.III
160 л.с.
|
Argus As.III
180 л.с.
|
Вооружение:
|
один
неподвижный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет LMG 08/15 - в верхней передней
части фюзеляжа, плюс один 7,92-мм пулемет LMG14 Parabellum - наводимый, на
турели в задней кабине
|
Летные характеристики
|
CL.II
|
CL.III
|
CL.IIIa
|
Максимальная
скорость:
|
165 км/ч
|
-
|
на высоте 5 000 м - 165
км/ч
|
Крейсерская
скорость:
|
141 км/ч
|
-
|
141 км/ч
|
Продолжительность
полета:
|
3 ч 30 мин
|
-
|
3 ч
|
Практический
потолок:
|
7 500 м
|
-
|
7 500 м
|
Время набора высоты:
|
1
000 м - 5 мин
5 000
м - 32 мин
|
1
000 м - 5 мин 18 с
|
1
000 м - 5 мин 12 с
5 000
м - 28 мин
|
Hannover CL.II - типичный одностоечный биплан с фюзеляжем большой высоты, хвостовым оперением бипланного типа и неубираемым шасси с хвостовой опорой. |
На скапотировавшем при посадке Hannover CL.IIIa хорошо видна необычная конфигурация хвостового оперения. |
Hannover CL.III латвийской авиации |
Hannover CL.II ВВС Польши |
См. также:
Схемы и чертежи
Фотоальбомы
Боковые проекции
Арт
Комментариев нет:
Отправить комментарий