Уилбур и Орвилл Райт
Братья Райт фактически сумели на практике реализовать
идеи многих других пионеров авиации, объединив их с собственными изобретениями,
что позволило братьям выполнить первый в истории полет на оснащенном мотором
летательном аппарате тяжелее воздуха.
Уилбур Райт |
Орвил Райт |
Уилбур и Орвилл Райт, больше известные просто как
братья Райт, росли в большой семье священника - четыре сына и дочь. Уилбур
родился в Индиане 16 апреля 1867 года, Орвилл - 19 августа 1871 года в Дейтоне,
штат Огайо. Братья увлеклись полетами после того, как отец подарил им летающую игрушку.
Братья читали о германском пионере Отто Лилиентале и сами экспериментировали с
постройкой планеров, а примерно в 1896 году, когда Лилиенталь погиб, решили
посвятить планеризму все свои силы.
В 1899 году братья Райт направили в Смитсоновский
институт просьбу о предоставлении информации об авиационных опытах Сэмюэля П.
Лэнгли и вскоре получили ответ от Октава Шаньюта, который экспериментировал с
планерами собственной конструкции в Чикаго.
На велосипеде в Китти Хок
Используя собственный опыт изготовления велосипедов и
навыки строителей, Орвилл и Уилбур Райт приступили к постройке собственного
планера. Они проявили смекалку, запросив метеослужбу на предмет места, наиболее
благоприятного по погодным условиям для проведения экспериментов. Синоптики
посоветовали местечко Китти Хок в Северной Каролине, где они в 1900 году и
выполнили свой первый полет на планере. Братья Райт наблюдали за полетами птиц,
изучали - каким образом они выполняют устойчивый полет и как меняют его
траекторию. Особое внимание братья уделяли наблюдениям за полетом сычей. В ходе
одного из наблюдений они сделали огромный шаг к управляемому полету, сделав
вывод, что «удачный самолет» должен самостоятельно реагировать на внешние
возмущения и быть в то же время полностью управляемым. Иными словами - быть
относительно неустойчивым аппаратом, но под полным управлением пилота. В Европе
же господствовало мнение о необходимости придания аппарату абсолютной
устойчивости - братья Райт со своим открытием сразу вырвались вперед. После
серии опытов с планерами и моделями братья Райт в 1903 году построили Flyer,
оснащенный мотором собственной конструкции - управление осуществлялось
перекосом крыльев, гошированием. Первый управляемый полет состоялся в 10 часов 35минут
17 декабря 1903 года, его выполнил Орвилл. В этот же день было выполнено еще
несколько полетов, в которых место летчика занимал как Орвилл, так и Уилбур.
Братья Райт осуществили мечту человечества о полете.
Триумф в Европе
Однако было ясно - чтобы превратить Flyer в
действительно удачный самолет, надо приложить немало усилий. И в 1904 году в
новом месте, Хаффман-Филд, братья начали испытывать аппарат Flyer II. Но на
демонстрации представителям СМИ самолет лишь подпрыгнул, так что у прессы работа
братьев Райт интереса в течение последующих нескольких лет не вызывала. Братья
даже столкнулись с трудностями признания своего первого полета 1903 года - в
1906 году во французском выпуске газеты «Herald Tribune» даже был поднят вопрос
о том, кто такие братья Райт - «летчики или лгуны» («Flyers or Liars?»).
Однако братья Райт продолжали работать, и вскоре
появился Flyer III, который в середине 1905 года пролетел в одном полете более
32 км. На самолете оборудовали второе место для пассажира, и в 1908 году братья
Райт предприняли попытку публичной демонстрации своей работы. Орвилл направился
в Вирджинию для показа аппарата представителям Армии США, в то время как Уилбур
отбыл во Францию. Первые полеты во французском Ле-Мане вызвали бурю восторга у
очевидцев, после чего братьев Райт признали в Европе. Лучше всего успех братьев
Райт характеризуют слова известного французского адвоката Эрнеста Аршдекона:
«Долгое время в Европе обвиняли братьев Райт во лжи... Сегодня их почитают во
Франции как святых». Между тем Орвилл успешно продемонстрировал второй аппарат
в Форт-Майер, хотя один из полетов завершился трагической гибелью пассажира
Орвилла - лейтенанта Сетфриджа, ставшего первой жертвой авиакатастрофы аппарата
тяжелее воздуха. В 1909 году Армия США купила Flyer за 30000 долларов.
Наследие
Несмотря на славу и успех, братья Райт пережили
несколько трудных лет борьбы за признание своего патентного приоритета и
выдержали сложную борьбу со Смитсоновским институтом. Уилбур умер в 1912 году,
но Орвилл дожил до полета на Lockheed Constellation, размах крыла которого был
больше дистанции, которую он пролетел в своем первом полете в 1903 году. Братья
Райт сегодня известны во всем мире как создатели летательного аппарата тяжелее
воздуха, на котором был выполнен первый в истории полет.
Почтовая открытка начала XX в. с изображением "Флайера" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий