понедельник, 10 февраля 2014 г.

Breguet 14



Breguet 14

Тип: двухместный разведчик и легкий бомбардировщик
Производители: Societe des Ateliers d Aviation Louis Breguet, Michelin et Cie, Societe Anonyme des Automobiles L. Renault, Ateliers de Constructions Mecaniques & Aeronautiques Paul Schmitt, Societe Anonyme A. Darracq, Henri & Maurice Farman, SIDAM, Societe Anonyme des Automobiles Bellanger Freres.
Первый полет: 21 ноября 1916 года
Эксплуатанты: Франция, США, Бельгия, Греция; после войны: Бразилия, Китай, Чехословакия, Дания, Финляндия, Япония, Польша, Португалия, Советская Россия, Сиам, Швеция и Испания
В серии: 1917 - 1928 годы
Количество выпущенных единиц: около 7800 самолетов
Модификации: Breguet 14A.2, Breguet 14B.1, Breguet 14B.2, Breguet 14S, Breguet 14T, Breguet 14Т.2 Salon, Breguet 14Tbis, Breguet 14Et.2


Проявивший себя в годы Первой мировой войны с наилучшей стороны, французский бомбардировщик и разведчик Breguet 14 строился просто в огромном количестве - в общей сложности около 7800 самолетов, включая 135 гражданских машин - и оставался в производстве до 1928 года! Во многом благодаря именно Breguet 14 сети авиалинии Франции активно развивались в межвоенный период.

Breguet 14 не был красив: тупая носовая часть прямоугольной формы, капот с большим количеством щелевых выходов системы охлаждения, угловатые крылья и визуально очень «неуклюжие» киль и руль направления. Тем не менее самолет оказался даже более скоростным, чем DH.9A или Bristol Fighter. Причем в отличие от большинства конкурентов в конструкции Breguet 14 широко использовался металл: дюралюминиевые лонжероны и распорки, изготовленная из стали и дюралюминия рама крепления двигателя, а основа лонжеронов крыльев изготавливалась из дюралюминия и обшивалась дубом или ясенем. В целом в самолете сочетались современные материалы и относительно простая конструкция, что позволило затем без серьезных усилий создавать на его базе новые модификации.
 
Армейская разведывательная эскадрилья, вооруженная самолетами Breguet 14А.2, готовится к вылету на боевое задание на Западном фронте, февраль 1918 года
Прототип Breguet 14 совершил первый полет 21 ноября 1916 года под управлением конструктора Луи Бреге, а в следующем году машина под обозначением Breguet 14 поступила на вооружение строевых эскадрилий. Бреге настоял на том, чтобы новая машина имела тянущий воздушный винт и оснащалась не 200-сильным двигателем Hispano Suiza, как предлагало французское Министерство авиации, а новым 12-цилиндровым двигателем Renault, который вначале имел мощность 220 л.с. К февралю 1917 года появился вариант двигателя мощностью 275 л.с., а к марту, когда разработчик получил заказ на первые 250 самолетов, уже имелся двигатель мощностью 300 л.с. В годы войны были выпущены также вооруженный самолет-разведчик Breguet 14A.2 (с радиопередатчиком, фотокамерой и подвеской для четырех легких бомб), бомбардировщик Breguet 14B.2 и медицинский Breguet 14S. Причем Breguet 14B.2 на нижнем крыле имел закрылки, управляемые тросом, который автоматически изменял свою длину при уменьшении или возрастании воздушной (приборной) скорости.

Breguet 14B2 №1209, сентябрь 1917 года
Breguet 14 прекрасно зарекомендовал себя на фронте, а 9 июля 1918 года капитан Поль-Луи Вейлер даже сумел сбить за один вылет два вражеских аэроплана. Самолет также был взят за основу при создании истребителя сопровождения Breguet 17, который, правда, попасть на фронт уже не успевал - и проект был закрыт. Во время эксплуатации самолет подвергся незначительной модернизации - установили элероны с роговой компенсацией, бронированные сиденья экипажа и пулеметы Lewis в подфюзеляжной установке для стрельбы вниз-назад. Большая часть самолетов оснащалась двигателем Renault, некоторые машины получили иные двигатели. Например, бельгийские и американские машины оснащались двигателями Fiat. Часть самолетов получила двигатели с турбонагнетателем Rateau, но в серию они не пошли. Один из самолетов даже установил мировой рекорд высоты - 5600 м с нагрузкой 500 кг, но он продержался всего 10 дней и был побит Breguet 19.
 
Подвеска бомб на крыльевые держатели американского Breguet 14B.2
Breguet 14B.1 был одноместным бомбардировщиком с дополнительными топливными баками и предназначался для налетов на Берлин. Впрочем в этой роли он так и не был использован, хотя несколько самолетов все же побывали на фронте.

В строевые части попал санитарный Breguet 14S, на котором кабина пилота располагалась сзади, а в передней части фюзеляжа были оборудованы места для двух раненых.

Breguet 14 продолжил службу во французских ВВС и после войны, особенно в заморских колониях. Причем некоторое их количество было собрано в Ханое и Сайгоне. В межвоенный период самолет также использовался бразильскими, китайскими, чехословацкими, датскими, финскими, греческими, японскими, польскими, португальскими, сиамскими и испанскими ВВС.

Breguet 14Tbis отличался модифицированной кабиной с четырьмя большими окнами с каждого борта, а в модификации гидросамолета имел еще и центральный поплавок, стабилизирующие поплавки под центральной секцией нижнего крыла и небольшой хвостовой поплавок
В то же время Breguet 14S послужил основной для создания ряда пассажирских модификаций. В том числе пошедшего в серию пассажирского и транспортного Breguet 14T, на базе которого, в свою очередь, в 1919 году был создан гражданский пассажирский самолет Breguet 14Т.2 Salon, сохранивший заднее расположение кабины пилота, но имевший увеличенную в диаметре переднюю часть фюзеляжа для размещения двухместной пассажирской кабины. А в 1921 году появился усовершенствованный Breguet 14Tbis, имевший сильно модифицированную кабину с четырьмя окнами с каждой стороны, над которыми располагались четыре иллюминатора в верхней палубе. Топливо находилось в обтекаемых баках, установленных по одному с каждой стороны под верхним крылом, ближе к корневой части от внутреннего ряда межкрыльевых стоек, а кабина занимала то пространство, в котором прежде находились передняя кабина и топливные баки. Часть этих машин имела поплавковое шасси. Компания «Breguet» модифицировала некоторое количество самолетов Breguet 14A.2 и 14В.2 для доставки почты, а промышленник Пьер Латекоэр переоборудовал более 100 машин в одно- и двухместные почтовые для своей компании «Lignes Aeriennes Latecoere», использовавшей их в Европе, Южной Америке и Африке. Гражданские Breguet 14 летали в Бельгии, Бразилии, Франции, Сиаме, Швеции и Соединенных Штатах, но большинство было снято с эксплуатации к 1932 году.

Помимо военного применения Breguet 14 совершил ряд известных дальних перелетов. Так, в январе 1919 года капитан Коли и лейтенант Роже дважды пересекли Средиземное море, пролетев 1609 км. 5 апреля того же года Роже перелетел из Лиона в Рим и обратно до Ниццы. Позднее Коли и Роже установили новый рекорд Франции по дальности полета, преодолев расстояние 1900 км между Ле-Бурже и Кенитрой, Марокко.

Техническое описание
Самолет Breguet 14 представлял собой двухместный одномоторный биплан смешанной (в основном металлической) конструкции. Фюзеляж собран из алюминиевых трубок, соединенных стальными накладками и усиленных растяжками из стальной проволоки. Сечение фюзеляжа прямоугольное, слегка закругленное сверху. Фюзеляж в носовой части, а также поверху до задней кабины обшит алюминиевым листом, остальная обшивка матерчатая. У самолета В.2 по бортам в районе кабины наблюдателя имелись слюдяные окошки. В днище фюзеляжа некоторых машин имелись жалюзи, открывающиеся с помощью рычага. Эти жалюзи позволяли вести огонь вниз. У бомбардировщиков В.2 кресла экипажа изготавливались из броневого листа толщиной 6 мм. Все модификации Breguet 14 оснащались двойным рулевым управлением. Крылья двухлонжеронные с лонжеронами из алюминия и деревянными нервюрами, обшитые материей. Крылья имели небольшое возвышение и стреловидность. Нижнее крыло немного выступало вперед. Крылья могли быть двух типов: старые деревянно-металлические А.2 без закрылков и В.2 с закрылками на нижнем крыле и простыми элеронами, а также новые цельнодеревянные без закрылков и с элеронами, имевшими угловую компенсацию. Крылья разделены четырьмя парами стоек каплевидного сечения и усилены растяжками из металлических полос эллиптического сечения. Закрылки на нижнем крыле самолетов В.2 имели постоянный угол отклонения и не регулировались. В выпущенном состоянии закрылки удерживались двенадцатью резиновыми шнурами. Когда самолет набирал скорость более 112 км/ч, набегающий поток воздуха прижимал закрылки к крылу. При падении скорости закрылки постепенно выходили, повышая подъемную силу крыла. Хвостовое оперение классическое, сваренное из стальных трубок и обшитое материей. Угол заклинивания горизонтального стабилизатора регулировался на земле. Шасси с тремя стойками, общая ось закрыта небольшим крылом. Резиновый амортизатор. Двигатель - 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения, Renault 12Fe мощностью 300 л.с. (224 кВт). Топливные баки (250 л на А.2 и 270 л на В.2) располагались в фюзеляже. Модификации A.2GR и Tbis оснащались дополнительными цилиндрическими топливными баками, подвешенными под верхним крылом. Радиатор лобовой с регулируемыми жалюзи. Выхлопные газы через трубу отводились вверх, за верхнее крыло. Вентиляция двигательного отсека осуществлялась с помощью многочисленных щелей в бортах капота. Винт двухлопастный, деревянный, тянущий, Ratier Series 34. Вооружение состояло из одного неподвижного пулемета Vickers, установленного на левом борту под кабиной. Пулемет с помощью синхронизатора стрелял через диск винта. Одиночный или спаренный Lewis стоял на вращающемся станке ТО.3 или ТО.4 на кабине наблюдателя. Одноместный 14B.1 нес ту же массу бомб и был вооружен только одним пулеметом, стреляющим через диск винта. Дополнительно самолеты оснащались фотокамерой «Нотель» или «Бартхоф» (13x18). Самолеты А.2, приспособленные на роль корректировщика огня, оснащались передатчиком К-6 с радиусом действия 50 км, взаимодействующим с приемником А-1 на земле.

Технические характеристики Breguet 14A.2
Экипаж: 2 человека
Длина: 8,87 м
Размах верхнего крыла: 14,36 м
Размах нижнего крыла: 12,40 м
Высота: 3,30 м
Площадь крыла: 47,50 м2
Масса пустого: 1 010 кг
Максимальная взлетная масса: 1 536 кг
Двигатель: Renault 12Fe Vee мощностью 300 л.с. (224 кВт)
Вооружение: неподвижный пулемет Vickers калибра 7,7 мм для стрельбы вперед по левому борту передней части фюзеляжа и два наводимых пулемета Lewis калибра 7,7 мм для стрельбы назад в кабине наблюдателя и бомбовая нагрузка до 40 кг (в варианте B.2 - до 300 кг)

Летные характеристики
Максимальная скорость: 175 км/ч на высоте 2 000 м
Крейсерская скорость: 152 км/ч
Практическая дальность: 900 км
Продолжительность полета: 2 ч 45 мин
Практический потолок: 6 000 м
Скороподъемность: 278 м/мин
Время набора высоты: 2 000 м за 6 мин 50 с
Нагрузка на крыло: 32 кг/м²
Тяговооруженность: 0,14 Вт/кг



В межвоенный период Breguet 14 активно эксплуатировался во французских колониях, в том числе в ходе боев с повстанцами в Сирии и Марокко. Данная машина применялась в Марокко в 1933 году против повстанцев в Риффе
Breguet 14A.2 №794 ноябрь 1917 года
Breguet 14A.2
Breguet 14B.2
Breguet 14Et.2 №4171 учебный вариант самолета

Breguet 14A.2 из 15-й эскадрильи 5-й группы 33-го авиаполка

Модификации
Breguet 14A.2: базовая модификация самолета-разведчика.




Breguet 14B.1: одноместный бомбардировщик с дополнительными топливными баками расположенными в передней кабине. Модификация разрабатывалась для осуществления стратегических бомбардировок объектов на территории Германии в том числе для налетов на Берлин.

Breguet 14B.2: базовая модификация самолета-бомбардировщика.





Breguet 14S: санитарный вариант, на котором кабина пилота располагалась сзади, а в передней части фюзеляжа были оборудованы места для двух раненых на носилках.

Breguet 14Et.2: учебная модификация самолета со сдвоенным управлением.




Breguet 14T: транспортная модификация самолета.

Breguet 14Т.2 Salon: гражданский вариант Breguet 14, построенный в 1919 году. Сохранил заднюю кабину пилота; переднюю часть фюзеляжа расширили, чтобы получить двухместный пассажирский салон, вход в который осуществлялся через дверь по правому борту; несколько таких самолетов летали в составе авиакомпании СМА Breguet.

Breguet 14Tbis: появился в 1921 году, имел улучшенный салон с четырьмя окнами по каждому борту, над которыми находились четыре верхних иллюминатора; топливо размещалось во внешних обтекаемых баках. В начале 1920-х годов флот авиакомпании «Lignes Aeriennes Latecoere» составлял более 100 Вге.14, в основном Breguet 14Tbis. Несколько Breguet 14Tbis применялись в качестве санитарных машин в колониях; пять Breguet 14Tbis, установленных на поплавковое шасси, в течение ряда лет эксплуатировались в качестве гражданских гидропланов во французской Гвиане.

См. также:
Схемы и чертежи
Фотоальбомы
Боковые проекции
Арт

Комментариев нет:

Отправить комментарий