Альберто Сантос-Дюмон
(20.07.1873 - 23.07.1932)
Первый
полет в Европе на летательном аппарате тяжелее воздуха с мотором совершил
бразилец Альберто Сантос-Дюмон. Но первую известность он получил благодаря
полетам над Парижем на дирижаблях собственной разработки. Богатый наследник
кофейной компании Сантос-Дюмон в отличие от большинства первопроходцев авиации
мог с легкостью финансировать свою страсть.
Альберто
Сантос-Дюмон родился на фазенде Кабангу в бразильском городе Палмира, который
сегодня носит название Сантус-Думонт в штате Минас-Жерайс. Он был шестым
ребенком в семье, где было восемь детей, его семье принадлежала кофейная
плантация в штате Сан-Паулу.
С
детства Альберто был увлечен машинами, в семь лет он управлял трактором, в
двенадцать - водил поезда! Он также зачитывался книгами Жюля Верна, он прочитал
все доступные ему книги к десяти годам. В своей автобиографии он писал, что
мечта о полете пришла к нему в то время, когда он смотрел на прекрасное небо
Бразилии долгими солнечными днями на плантации.
В
1891 году отец Альберто упал с лошади, что стало причиной параплегии. Он решил
продать плантацию и переехать в Европу с женой и младшими детьми. В 17 лет
Сантос-Дюмон попал в Париж, во Франции юный Альберто впервые поднялся на
воздушном шаре и вскоре сам стал воздухоплавателем.
Сантос-Дюмон
считал себя первым «воздушным спортсменом». Первые полеты он совершал, нанимая
опытного воздухоплавателя и был в своих первых полетах на воздушных шарах
пассажиром. Он в скором времени стал сам совершать самостоятельные полеты на
воздушных шарах, а затем стал проектировать собственные модели воздушных шаров.
В 1898 Сантос-Дюмон совершил полет на первом воздушном шаре собственной разработки,
который назывался Bresil («Бразилия»).
К
22 годам он летал на воздушных шарах собственной конструкции и начал разработку
«управляемого воздушного шара» или дирижабля с силовой установкой для
приведения его в движение в любом направлении, независимо от ветра.
С
1898 по 1905 годы Сантос-Дюмон построил и совершил полеты на 11 дирижаблях.
Некоторые из них были оснащены двигателем, другие приводились в движение
педалями. Ограничения управления воздушным движением появились несколько
десятилетий спустя, а тогда он мог летать над парижскими бульварами на уровне
крыш домов в одном из своих дирижаблей, обычно приземляясь перед фешенебельным
открытым кафе на завтрак. Однажды Альберто рухнул на своем дирижабле в сад
барона Ротшильда, хозяйка приказала накрыть ему завтрак. Еду подали отважному
аэронавту - все еще висящему в кроне каштана высоко над землей.
Его
звездный час наступил три года спустя, в 1901 году, когда он выиграл престижный
приз Deutsch de la Meurthe.
Для получения приза требовалось пролететь от парка Сент-Клод до Эйфелевой башни
и обратно менее чем за полчаса. Победитель должен был поддерживать среднюю
скорость относительно земли не менее 22 км/час для того, чтобы покрыть расстояние
11 км в обе стороны за отведенное время. 8 августа 1901 года Альберто едва не
погиб, когда его дирижабль № 5 врезался в здание отеля «Трокадеро» и взорвался.
Santos-Dumont №6 у Эйфелевой башни |
Очередная
попытка Сантос-Дюмона завершилась успешно, 19 октября 1901 года Сантос-Дюмон достиг поставленной задачи на дирижабле Santos-Dumont
№6. Полет прошел за 29 минут и 30 секунд,
но и он не обошелся без инцидента. Около Эйфелевой башни мотор вышел из строя,
и Сантос-Дюмону пришлось взобраться к нему и починить. 2 ноября 1901 года после
обсуждения хронометража Сантос-Дюмону выдали 100 000 франков - денежный приз Deutsch
de la Meurthe.
Половину денег Сантос-Дюмон жертвует беднякам Парижа, вторую половину - своим
работникам в виде премии.
Достижения
в воздухоплавании Сантос-Дюмона сделали его знаменитым не только в Европе, но и
во всем мире. Он выиграл еще несколько призов и стал другом миллионеров,
пионеров авиации и членов королевских семей. 27 июня 1903 года Аида Д’Акоста
Брекинридж самостоятельно управляла дирижаблем Santos-Dumont
№9, став первой в мире женщиной,
управлявшей дирижаблем. В 1904 он посетил в США и был приглашен в Белый дом на
встречу с президентом США Теодором Рузевельтом.
Полет Аиды Д’Акоста 27 июня 1903 года |
Летательные
аппараты Сантос-Дюмона часто появлялись в небе Парижа. Сам Альберто стал
знаменитостью, часто подлетал к ресторанам и небрежно привязывал свой дирижабль
к балкону. Парижские модники подражали его манере одеваться - фирменной панаме
и высокому воротничку. Из-за небольшого роста парижане прозвали его «Малыш
Сантос».
Хотя
Сантос-Дюмон продолжал работать над дирижаблями, его интерес вскоре
переключился на аппараты тяжелее воздуха. К 1905 он завершил работу над своим
первым проектом самолета, а также вертолета. Главным его достижением стал полет
на самолете 23 октября 1906 года, когда он поднял в воздух Santos-Dumont
№14-bis перед многими свидетелями, пролетев расстояние 60
метров на высоте 2-3 метров. Это был хорошо задокументированный случай,
подтвержденный «Французским аэроклубом», первого полета на аппарате тяжелее
воздуха с двигателем в Европе, а также первым в мире наблюдаемым большим
количеством людей полетом самолёта, взлетевшего с земли с несъемным шасси и с
использованием только собственного двигателя при спокойной погоде, который стал
доказательством того, что аппарат тяжелее воздуха принципиально может
самостоятельно взлетать. Выполнив этот полет, Сантос-Дюмон выиграл Приз
Аршдекона, основанный французом Эрнестом Аршдеконом в июле 1906, который должен
был быть вручен первому летчику, пролетевшему более 25 метров только с помощью
собственного двигателя.
12
ноября 1906 года Сантос-Дюмон установил первый мировой рекорд в авиации,
пролетев 220 метров менее чем за 22 секунды.
Сантос-Дюмон
внес значительный вклад в конструкцию самолета. Он впервые использовал
подвижные поверхности, предшественники элеронов, между крыльями, которые
позволили получить большую боковую стабильность, чем это давало крыло Santos-Dumont
№14-bis с положительным углом. Сантос-Дюмон также стремился к
тому, чтобы достигнуть существенного улучшения отношения мощности двигателя к
весу, а также усовершенствовал технологию строительства самолетов.
Последним
проектом Сантос-Дюмона был моноплан Demoiselle («Демуазель» - стрекоза) (Santos-Dumont
№19 - 22). Этот самолет использовался в
качестве собственного транспортного средства Сантос-Дюмона, и он охотно
разрешал другим копировать его проект. Фюзеляж состоял из специально
укрепленного бамбукового лонжерона, а пилот сидел низко между главными колесами
трехколесного шасси. «Демуазель» управлялся в полете частично приспособлением
на хвосте, которое функционировало и как руль высоты, и как руль направления, и
перекосом крыла (Santos-Dumont № 20).
Demoiselle
был построен всего за пятнадцать дней. Аэроплан показывал выдающиеся результаты
для своего времени, легко пролетая 200 м над землей на испытательных полетах со
скоростью 100 км/ч; На Demoiselle Сантос-Дюмон совершал полеты в разное время в
1909 году в Париже, а также в его окрестностях. Среди его достижений - первый
международный полет дальностью 8 км, из Сан-Сира в Бук 13 сентября 1909 года, с
возвращением на следующий день, и другой полет 17 сентября 1909 года дальностью
18 км за 16 минут. Будущий французский ас Первой мировой войны Ролан Гаррос
совершил полет на Demoiselle над парком Бельмонт в Нью-Йорке в 1910 году.
Сантос-Дюмон
был энтузиастом авиации и опубликовал чертежи Demoiselle для свободного
использования, полагая, что авиация станет главным направлением прогресса
человечества. Клеман Баярд, автопромышленник, построил несколько аппаратов Demoiselle,
таким образом моноплан Сантос-Дюмона Demoiselle стал первым серийным самолетом,
хотя их продали только 15 штук.
Последний
полет в качестве пилота был совершен на Demoiselle 4 января 1910 года. Полет
завершился авиакатастрофой, однако ее причины так никогда и не были определены.
Было несколько свидетелей этого события, но не было никаких описаний этого
происшествия.
Спустя
несколько месяцев Сантос-Дюмон серьезно заболел. У него двоилось в глазах и он
испытывал головокружение, что лишило его возможности передвигаться, не только
летать. Ему был поставлен диагноз, рассеянный склероз. Сантос-Дюмон уволил
сотрудников и закрыл свою мастерскую. Его болезнь скоро привела к
прогрессирующей депрессии.
В
1911 году Сантос-Дюмон переехал из Парижа к морю во французскую деревню
Бенервиль, где стал заниматься астрономией. Местные жители, которые были слабо
наслышаны о его известности и достижениях в Париже несколькими годами ранее,
обратили внимание на его телескоп немецкого производства и необычный акцент,
приняв его за немецкого шпиона, отслеживающего перемещения французского
военного флота. Эти подозрения в конечном счете привели к аресту Сантос-Дюмона
французской военной полицией. Получив сильный стресс, усугубленный его
болезнью, он сжег все свои бумаги, чертежи и заметки. В результате немногое из
оригинальной технической документации Сантос-Дюмона сохранилось до сегодняшнего
дня.
В
1918 году он оставил Францию, чтобы возвратиться на родину и более никогда не
возвращаться в Европу. Болезнь Альберто Сантос-Дюмона прогрессировала, его
угнетал рассеянный склероз и то, что самолеты стали активно использоваться в
военных целях. Он совершил самоубийство, повесившись в городе Гуаружа, штат
Сан-Паулу 23 июля 1932 года. Он был похоронен на Кладбище Сан-Жоао-Батиста в
Рио-де-Жанейро.
Летательные
аппараты Альберто Сантос-Дюмона
1.
Bresil, 1898 г., воздушный шар
2.
Santos-Dumont
№1, 1898 г., дирижабль
3.
Santos-Dumont
№2, 1898 г., дирижабль
4.
Santos-Dumont
№3, 1899 г., дирижабль
5.
Santos-Dumont
№4, 1900 г., дирижабль
6.
Santos-Dumont
№5, 1901 г., дирижабль
7.
Santos-Dumont
№6, 1901 г., дирижабль
8.
Santos-Dumont
№7, 1902 г., дирижабль
Номер
«8» Сантос-Дюмон своему летательному аппарату не присвоил, считая это число
несчастливым.
9. Santos-Dumont №9 Baladeuse,
1903 г., дирижабль
10.
Santos-Dumont №10, 1905
г., дирижабль
11.
Santos-Dumont №11, 1905
г., планер
12.
Santos-Dumont №12, 1905
- 1906 гг., вертолет
13.
Santos-Dumont №13, 1905
г., дирижабль
14.
Santos-Dumont №14, 1905
г., дирижабль
15.
Santos-Dumont №14-bis, 1906 г., самолет-биплан с толкающим винтом
16.
Santos-Dumont №15, 1906
- 1907 гг., самолет-биплан с тянущим винтом
17.
Santos-Dumont №16, 1907
г., дирижабль
18.
Santos-Dumont №17, проект
самолета-биплана
19.
Santos-Dumont №18, гидросамолет
20.
Santos-Dumont №19
Demoiselle, 1908 г., самолет-моноплан
21.
Santos-Dumont №20
Demoiselle, 1908 г., самолет-моноплан
22.
Santos-Dumont №21
Demoiselle, 1909 г., самолет-моноплан
23.
Santos-Dumont №22
Demoiselle, 1909 г., самолет-моноплан
Комментариев нет:
Отправить комментарий